Казакова К. С. История церковно-приходских школ Кольского Севера в конце XIX - первой трети XX века в архивных документах / Ксения Сергеевна Казакова // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Естественные и гуманитарные науки». - 2022. - № 1 (1). - С. 121-129: табл., фот. - (История).

уезде Архангельской губернии было отсутствие сети земских школ и начальных училищ Министерства народного просвещения. До начала XX века на территории уезда действовало только Кольское училище в городе Кола. Основным типом школы на Кольском Севере стала одноклассная церковно-приходская школа. Саамские, или, как их называли в XIX веке, «лопарские», погосты располагались в основном на территории I Кольского благочиния, тогда как церковно-приходские школы Терского берега находились в ведении II Кольского благочиния. В 1891 году к первому благочинию относились Кольский, Пазрецкий, Нотозерский, Ловозерский, Териберский и Печенгский приходы, а также Сонгельский и Кильдинский погосты, ко второму благочинию - - Петропавловский и Успенский в селе Варзуга, Кандалакшский, Ковдский, Керетский, Понойский, Тетринский, Кузоменьский и Умбский приходы1. Школ в колониях Мурманского побережья практически не было, за исключением Гавриловской школы грамоты и школы грамоты в селе Териберка. Также малая часть колонистов обучались в Баркинской школе при Трифоно-Печенгском монастыре. В колониях финляндцев русские школы отсутствовали, так как колонисты-финляндцы исповедовали лютеранство. В 1897 году в Кольском уезде действовало 15 школ церковного ведомства2. Основной корпус архивных источников по истории развития начального школьного образования на Кольском Севере представлен в нескольких крупных архивохранилищах РФ: Государственном архиве Архангельской области (ГААО), Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) и Государственном архиве Мурманской области (ГАМО). Так как материалы по церковно-приходским школам Кольского уезда Архангельской губернии в ГААО не составляют отдельного фонда и представлены информацией, которая направлялась в центр уездными училищными отделениями, то представляется возможным остановиться на анализе информационного потенциала архивных материалов Государственного архива Мурманской области и Национального архива Республики Карелия. Большой пласт школьной делопроизводственной документации отложился в фонде Кольского уездного отделения Епархиального Училищного Совета 1888-1898 годов (ГАМО. Ф. И-133) и Кемско-Кольского уездного училищного отделения за 1891-1900 годы (НА РК. Ф. 419). Создание промежуточной инстанции между епархиальным органом управления и отдельными школами было необходимо, вследствие значительного числа уездов, входящих в Архангельскую епархию и большой территориальной разбросанности школ. На уездные отделения возлагалось «попечение о развитии и поддержании церковно-школьного дела» (наем учителей, «изыскание» местных средств, снабжение школ книгами и учебниками, «содействие к устройству» дополнительных классов, уроков для взрослого населения, воскресных школ и др.) в пределах уезда [2: 91]. Материалы, касающиеся просветительской деятельности церкви, отложились также в фонде Первого благочиния Мурманского округа Архангельской и Холмогорской епархии (1779-1928)3 (ГАМО И -17). В фонде собраны дела, касающиеся процесса организации и устройства школ, например, такие, как: «Переписка с приходами о сборах на содержание церковно-приходских школ» (1898 год)4, «О постройке дома для церковно-приходской школы в Ловозере» (1888 год)5, «Дело об освящении церкви и школы в погосте Нотозерского прихода» (1900 год)6. Кроме того, интересными представляются материалы, касающиеся особенностей учебного курса в «инородческих» (саамских) школах, что позволяет проанализировать развитие начального образования в контексте этнической специфики региона7. Сведения о Баркинской школе и Печенгской церковно-приходской школе представлены в фонде Трифоно-Печенгского монастыря (ГАМО. Ф. И-87). В фондах Государственного архива Мурманской области представлены материалы о работе следующих школ: Кашкаранской ЦПШ (Ф. И-11), Ловозерской одноклассной ЦПШ (Ф. И-121), Понойской ЦПШ (Ф. И-18), Териберской ЦПШ (Ф. И-80). В небольших по объему фондах собрана текущая школьная документация: расписание уроков8, классные журналы по разным предметам9, табеля успеваемости учащихся, списочный состав по классам10 и т. д. Анализ источников позволяет проследить деятельность духовного ведомства в развитии начального образования на Кольском Севере, определить роль церкви в создании системы школ, ее участие в решении вопросов по просвещению коренного населения края в конце XIX - - первой трети XX века. Большой объем архивных документов включает в себя несколько видов источников. Самыми информативными из них являются: статистические и клировые ведомости; формулярные списки священников, преподававших в школах; а также делопроизводственная документация по организации обучения. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 121-129. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 121-129. © Казакова К. С., 2022 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz